Журнал «Ваш Досуг», 2001 г.
Светлана Гудёж
«ЧАЙФ»: «ВРЕМЯ НЕ ЖДЁТ»
Эпиграф:
— Если бы ты знала Время так же хорошо, как я, — сказал Болванщик Алисе. — Его не потеряешь! Не на такого напали!
Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»
Группа «ЧайФ» не слишком часто радует своих поклонников новыми альбомами. В отличие от многих, в особенности, попсовых коллективов, штампующих свои релизы чуть ли не дважды в год, «ЧайФ» заставляет подождать, но их песни потом слушают очень долго. В апреле у «ЧайФа» двойной праздник: выход нового альбома «Время не ждет» и второй за последние полтора года сольный концерт в «Олимпийском». Но это еще не всё: «ЧайФы» посвятили новый альбом странной и неуловимой сущности: ВРЕМЕНИ. Своими размышлениями о четвертом измерении Владимир Шахрин поделился с журналом «Ваш Досуг»:
— Как у вас складываются отношения с такой загадочной категорией земного бытия как время?
— Со временем всегда происходят непонятные вещи. Часы, изобретенные людьми, совершенно необъективны. По большей части, то, что они показывают, не соответствует действительности. Крутящиеся и отщелкивающие часы и минуты стрелки – очень большая условность. Мне понравился недавно увиденный репортаж об одном племени в лесах Амазонки. Индейцы могут договориться о встрече через 15 минут, прийти через три дня и сказать: «Ну вот, пятнадцать минут прошли». Они время измеряют тем, что происходит вокруг них, а не условными часами. По часам что-то может произойти за 15 минут, а может за три дня. А на самом деле это одно и то же. Ведь время абсолютно неровное: иногда кажется, что оно зависает на годы, иногда оно пролетает моментально. Если вдуматься, любой человек найдет какие-то моменты бытия, когда по часам прошло несколько минут, а на самом деле пролетело пол-жизни, целая Вселенная. Но то, что время не стоит на месте и не ждет – это точно.
— Помнится, в фильме «Тот самый Мюнхгаузен» барон умел манипулировать временем, он говорил: «Дорогая, сейчас я сделаю ночь. Спи», хотя на самом деле было два часа дня. Вы также научились манипулировать временем?
— Навряд ли это в пределах человеческих возможностей. Но мне абсолютно понятно, о чем говорил барон Мюнхгаузен, которого играл Олег Янковский. В этом фильме основная идея, что Мюнхгаузен славен не тем, летал он на Луну или нет, а тем, что не врет. И в отношении времени он говорил правду.
— Насколько соответствуют Ваши представления о грядущем в 1985 году, когда была основана группа, тому, как это время прошло на самом деле?
— В 1985-ом году мы жили в другой жизни и в другой стране. О том, что произойдет, мы не думали и не мечтали. Мы играли музыку от скуки: никто не собирался делать на этом карьеру, зарабатывать деньги. Слов «промоушен», «раскрутка», «ротация» вообще не было в нашем лексиконе. Своей игрой мы протестовали против однообразия, которое нас окружало. Позже у нас появились песни открытого протеста: «Где вы где?», «Не беда». Я недавно слушал песню «Не беда» и понял, что никогда не буду ни играть, ни петь ее. То время безвозвратно прошло, того, что было в песне я больше не чувствую. Даже если меня будут просить переписать или сыграть эту песню, это будет уже не то, фальшивка. Мир меняется, меняемся мы и наше социальное положение. Было бы глупо сейчас корчить из себя тех же парней со стройки, полуголодных студентов. Я — достаточно обеспеченный и востребованный человек, у меня есть возможность реализовывать практически все мои идеи. Тогда мы были естественными и сейчас тоже стараемся остаться самими собой. Реальную историю «ЧайФа» и того, как мы провели эти 15 лет, можно найти в книге Леонида Порохня «ЧайФStory», которая через несколько дней выйдет в свет.
— Время – очень абстрактная субстанция. Поэтому странно слышать альбом, посвященный ей, после бытовой и даже подъездной музыкальной тематики «Шекогали»…
— Песня «Время не ждет», которая дала название альбому, была написана еще во времена «Шекогали». Эта песня, как хорошее вино, имеет выдержку временем. Однажды, когда у меня пообтрепалась старая записная книжка, я стал переписывать ее в новую. И вдруг с ужасом обнаружил, что по несколько десятков лет не видел половины людей, чьи телефоны и адреса записаны здесь! Не видел, не слышал или уже достоверно знаю, что их просто нет вместе с нами на Земле. Это настолько потрясло меня, что песня написалась тут же, сама собой. Позже появились остальные песни: «Камарека», «Она мила», «Не зови», «Черные дыры»…. В то же время мы до сих пор можем позволить себе иронию по отношению к самим себе и к нашему герою. Например, записать песню «Обе подруги» просто так, чтобы подурачиться.
— Не секрет, что рок-музыканты с годами обретают мастерство в плане саунда, но теряют настрой. Как вы считаете, неумолимое время пощадило Ваш рок-н-ролльный задор конца 80-х?
— Об этом нужно спросить людей, которые ходят на наши концерты. Я имею в виду не только «Олимпийский», но и небольшие площадки, где публика стоит на расстоянии 25 сантиметров, и обмануть никого невозможно. Зрители стоят настолько близко, что практически не слышат звука. Звук проходит где-то над ними, а они чувствуют энергетику. Я доволен альбомом «Время не ждет», потому что в нем осталась непосредственность той группы «ЧайФ», которую я помню, с которой мы начинали, которая играла на танцах в школе и в студенческом общежитии. При этом в альбоме — рассуждения достаточно зрелых мужчин, а в песнях все меньше восклицательных знаков и все больше многоточий…ведь с каждым годом осознаешь, что понимаешь в жизни очень немного. В то же время в альбоме — абсолютно современное звучание хорошо играющей группы, научившейся работе в студии. Вообще, студийная работа всегда была нашим слабым местом, но во «Время не ждет» явно есть моменты, которые нам удались. Именно сочетание исконного настроения «ЧайФа» и профессионализма в плане звучания и есть конек этого альбома. Ведь если бы он был просто классно записан и современно сыгран — не было бы того «ЧайФа» 70-х и 80-х годов, с которого все и начиналось. Лично я думаю, что задора и дури (в хорошем смысле слова) у нас пока хватает.
— Каждый альбом «ЧайФа» воспринимался музыкальными критиками и публикой как начало какого-то нового временного этапа в жизни группы. Был даже своеобразный термин «ЧайФ времен сладкого периода песни «Пусть все будет». Сейчас у вас какой период – сладкий, горький …?
— Давать название периодам — работа критиков. Каждый раз, когда появлялась новая песня или альбом «ЧайФа», критики говорили, что это «переломный этап», «взлет» и тому подобное, как обычно говорят критики. А потом, при личной встрече они спрашивали нас: «Ну вы понимаете, что следующая песня будет падением вниз, хотя бы потому, что вы не можете идти все время вверх?» Это повторялось каждый раз: после «Детей гор», после «Пусть все будет», после «Реального мира», после «Шекогали» и наверняка это же скажут сейчас. Я думаю, что на протяжении последних 8-9 лет, мы все-таки умудряемся «держать планку», и поднимать ее для каждого нового альбома
— Как получилось, что вы придумали песни из «Время не ждёт» «на плаву»?
— У нас был тур по Волге на барже. Целыми днями мы были свободны, под боком все время стоял аппарат, мимо проплывали пароходы, и пустынные берега. Это было настолько романтично и неожиданно. Мы начинали играть с восходом солнца, а люди, которые ехали с нами на барже принимали во всем самое живое участие и советовали нам, как лучше сыграть ту или иную песню. Встречные пароходы гудели, и шуму было на всю Волгу. Альбом «Время не ждет» придуман в очень правильной, хорошей и необыкновенно красивой атмосфере. Над ним никакие черные вороны не кружились, не было никаких проблем. Он очень … легкий.
— «ЧайФ» часто воспринимают, как группу, начинавшую с дворовых песен. Как –то не очень укладывается в голове Ваша новая песня «Не зови» и идея высокого искусства, которую вы показали в клипе…
— «Не зови» посвящена нашему близкому другу — актеру Сергею Шкаликову, которого уже нет с нами. У нас даже была песня на его стихи – «Я рисую на окне». Был еще один листочек с его стихами, которые начинались «Я судьбу себе гадаю по трамвайным номерам». Мы написали песню про него, начав с этой строчки. У нас очень личное отношение к Сереге, из-за этого не все в песне может быть понятно. Например, там есть слова: «Тамадой собачьей свадьбы зажигал он в «Маяке». Мало кто знает, что «Маяк» – это артистическое кафе в театре Маяковского. Серега часто там бывал с друзьями и устраивал настоящее шоу. Тот, кто этого не знает, воспринимает его самого, как маяк, что он зажигал какой-то свет, как Прометей или Данко. Образ получается другой, но все равно в этом есть смысл. В первом варианте песня была записана нами намного сдержанней и скромней: там изначально был разряженный звук, гитарная осечка и очень много пустоты и тишины. А «Tequilajazzz», с которыми мы сотрудничали, прочувствовали все по-своему и сделали более помпезную аранжировку. Получилась песня о трагической судьбе артиста вообще, неважно, кто он – артист балета, актер или рок-н-ролльщик.
— Не каждая группа решится устроить сольный концерт в «Олимпийском» практически сразу же после выхода альбома, когда не все песни еще на слуху…
— Это действительно несколько необычно, устраивать концерт через неделю после выхода альбома. Но мы надеемся, что за неделю наши поклонники уже успеют послушать новые песни. А потом, в прошлом году мы никого не разочаровали, и у нас есть все основания полагать, что те люди, которые пришли, или не попали в прошлом году, придут в этом. Мы готовим совершенно иную программу, которая будет серьезно отличаться от прошлого года. Как всегда, мы очень волнуемся перед концертом. Но у нас есть Дима Гройсман, наш продюсер, на которого мы всегда можем положиться.
— А на концерте вы как-то воплотите идею быстротечности времени?
— Разумеется. У нас есть интересные задумки. Кстати, в таком виде сцену в «Олимпийском» не видел еще никто. Я не буду раскрывать всех секретов, но на концерте «Время не ждет» можно будет полностью ощутить полет времени, и то, что на самом деле время ни на секунду не останавливается.
В следующем номере журнала «Ваш Досуг» от 23 апреля ищите счастливый билетик на концерт группы «ЧайФ» в спорткомплексе «Олимпийский» 28 апреля.