Журнал «Ваш Досуг», 2001 г.

Светлана Гудёж

«ЧАЙФ»: «ВРЕМЯ НЕ ЖДЁТ»

Эпиграф:

— Если бы ты знала Время так же хорошо, как я, — сказал Болванщик Алисе. — Его не потеряешь! Не на такого напали!

Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»

Группа «ЧайФ» не слишком часто радует своих поклонников новыми альбомами. В отличие от многих, в особенности, попсовых  коллективов, штампующих свои релизы чуть ли не дважды в год, «ЧайФ» заставляет подождать, но их песни потом слушают очень долго. В апреле у «ЧайФа» двойной праздник: выход  нового альбома «Время не ждет» и второй за последние полтора года сольный концерт в «Олимпийском». Но это еще не всё: «ЧайФы» посвятили новый альбом  странной и неуловимой сущности: ВРЕМЕНИ.  Своими размышлениями о четвертом измерении Владимир Шахрин поделился с журналом «Ваш Досуг»:

— Как у вас складываются отношения с такой  загадочной категорией земного бытия как время?

— Со  временем всегда  происходят непонятные вещи. Часы, изобретенные  людьми, совершенно необъективны. По большей части, то, что они показывают, не соответствует действительности. Крутящиеся и отщелкивающие часы и минуты стрелки – очень большая условность. Мне понравился недавно увиденный репортаж об одном племени в лесах Амазонки. Индейцы  могут договориться о встрече  через 15 минут,   прийти через три дня и сказать: «Ну вот, пятнадцать минут прошли». Они время измеряют тем, что происходит вокруг них, а не условными часами.  По  часам что-то  может произойти за 15 минут, а может за три дня. А на самом деле это  одно и то же. Ведь время абсолютно неровное: иногда кажется, что оно зависает на годы, иногда оно пролетает моментально. Если вдуматься, любой человек найдет какие-то моменты бытия, когда  по часам прошло несколько  минут, а на самом деле пролетело пол-жизни, целая Вселенная. Но  то, что время не стоит на месте и не ждет – это точно.

— Помнится, в фильме «Тот самый Мюнхгаузен»  барон умел манипулировать временем, он говорил: «Дорогая, сейчас я сделаю ночь. Спи», хотя на самом деле было два часа дня. Вы также научились манипулировать временем?

— Навряд ли это в пределах  человеческих возможностей.  Но   мне абсолютно понятно, о чем говорил барон Мюнхгаузен, которого играл Олег Янковский. В этом фильме основная идея, что Мюнхгаузен славен не тем, летал он на Луну или нет, а тем, что не врет. И в отношении времени он говорил правду.

— Насколько соответствуют Ваши представления о грядущем в 1985 году, когда была основана группа, тому, как это время прошло на самом деле? 

— В 1985-ом году мы жили в другой жизни и в другой стране. О том, что произойдет, мы не думали и не мечтали. Мы  играли музыку  от скуки: никто не собирался делать на этом карьеру, зарабатывать деньги. Слов «промоушен», «раскрутка», «ротация» вообще не было в нашем лексиконе. Своей игрой мы протестовали против однообразия, которое нас окружало. Позже у нас появились песни открытого протеста: «Где вы где?», «Не беда». Я недавно слушал песню «Не беда» и понял, что  никогда не буду ни играть, ни петь ее.  То время безвозвратно прошло, того, что было в песне я  больше не чувствую.  Даже если меня будут просить переписать или сыграть эту песню, это будет уже не то, фальшивка. Мир меняется,  меняемся мы и наше  социальное положение. Было бы глупо сейчас корчить из себя  тех же парней со стройки, полуголодных  студентов. Я — достаточно обеспеченный и востребованный человек,  у меня есть возможность реализовывать практически все мои идеи. Тогда мы были естественными и сейчас тоже стараемся остаться самими собой. Реальную историю «ЧайФа» и того, как мы провели эти 15 лет, можно найти в книге Леонида Порохня «ЧайФStory», которая через несколько дней выйдет в свет.

— Время – очень абстрактная субстанция. Поэтому странно слышать альбом, посвященный ей, после бытовой  и даже подъездной музыкальной тематики «Шекогали»…

— Песня «Время не ждет», которая дала название альбому, была написана еще во времена «Шекогали». Эта песня, как хорошее вино, имеет выдержку временем. Однажды, когда у меня пообтрепалась старая  записная книжка, я стал переписывать ее в новую. И вдруг с ужасом обнаружил, что по несколько десятков лет не видел половины людей, чьи телефоны и адреса записаны здесь! Не видел, не слышал или уже достоверно знаю, что их просто нет вместе с нами на Земле. Это настолько потрясло меня, что песня написалась тут же, сама собой. Позже появились остальные песни: «Камарека», «Она мила», «Не зови», «Черные дыры»…. В то же время мы до сих пор можем позволить себе иронию по отношению к самим себе  и к нашему герою. Например, записать песню   «Обе подруги» просто  так, чтобы подурачиться.

— Не секрет, что   рок-музыканты с годами обретают мастерство в плане саунда, но теряют  настрой. Как вы считаете, неумолимое время пощадило Ваш рок-н-ролльный задор конца 80-х?

— Об этом нужно спросить людей, которые   ходят на наши концерты. Я имею в виду не только «Олимпийский», но и небольшие площадки, где публика стоит на расстоянии 25 сантиметров, и обмануть  никого  невозможно. Зрители  стоят настолько близко, что практически не слышат звука. Звук проходит где-то над ними, а они чувствуют энергетику. Я доволен альбомом «Время не ждет», потому что в нем осталась непосредственность той группы «ЧайФ», которую я помню, с которой мы начинали, которая играла на танцах в школе и в студенческом общежитии. При этом в альбоме — рассуждения достаточно зрелых  мужчин, а в песнях  все меньше восклицательных знаков и все больше многоточий…ведь  с каждым  годом осознаешь, что понимаешь в жизни  очень немного. В то же время в альбоме  — абсолютно современное звучание хорошо играющей группы, научившейся работе в студии. Вообще, студийная работа  всегда была нашим  слабым местом, но во «Время не ждет» явно есть моменты, которые нам удались. Именно  сочетание исконного настроения «ЧайФа» и профессионализма в плане звучания  и есть конек этого альбома. Ведь  если бы он был просто классно записан и современно сыгран — не было  бы того  «ЧайФа» 70-х и 80-х  годов, с которого все и начиналось. Лично я думаю,  что  задора и дури (в хорошем смысле слова)  у нас пока  хватает.

— Каждый альбом  «ЧайФа» воспринимался  музыкальными критиками и публикой как начало какого-то нового временного этапа в жизни группы. Был даже своеобразный термин  «ЧайФ времен сладкого периода песни «Пусть все будет». Сейчас у вас какой период – сладкий, горький …?

— Давать название периодам —  работа критиков. Каждый раз, когда появлялась новая песня  или альбом «ЧайФа», критики говорили, что это «переломный этап», «взлет» и тому подобное, как обычно говорят критики. А потом, при личной встрече они спрашивали нас: «Ну вы понимаете,  что следующая песня будет падением вниз, хотя бы потому, что вы не можете идти все время вверх?» Это повторялось каждый раз: после «Детей гор», после «Пусть все будет», после «Реального мира», после «Шекогали» и наверняка это же  скажут сейчас. Я думаю, что на протяжении последних 8-9 лет, мы все-таки умудряемся «держать планку», и поднимать ее для каждого нового альбома

— Как получилось, что вы придумали песни из «Время не ждёт»   «на плаву»?

— У нас был тур по Волге  на барже. Целыми днями мы были свободны, под боком все время стоял аппарат, мимо проплывали пароходы,  и пустынные берега. Это было настолько романтично и неожиданно. Мы начинали играть с восходом солнца, а люди, которые ехали с нами на барже принимали во всем самое живое участие и советовали нам, как лучше сыграть ту или иную песню. Встречные пароходы гудели, и шуму было на всю Волгу. Альбом «Время не ждет» придуман  в очень правильной,  хорошей и необыкновенно красивой атмосфере. Над ним никакие черные вороны не кружились, не было никаких проблем. Он очень … легкий.

— «ЧайФ» часто воспринимают, как группу, начинавшую с дворовых песен. Как –то не очень укладывается в голове Ваша новая   песня «Не зови» и идея высокого искусства, которую  вы показали в клипе…

— «Не зови» посвящена нашему близкому другу — актеру Сергею Шкаликову, которого уже нет с нами. У нас даже была песня на его стихи – «Я рисую на окне». Был еще один листочек с его стихами, которые начинались «Я судьбу себе гадаю по трамвайным номерам». Мы написали песню про него, начав с этой строчки.  У нас  очень личное отношение к Сереге, из-за этого не все в песне может быть понятно. Например, там есть слова:  «Тамадой собачьей свадьбы зажигал он в «Маяке». Мало кто знает, что «Маяк» – это  артистическое  кафе в театре  Маяковского. Серега часто там бывал с друзьями  и устраивал настоящее шоу. Тот, кто этого не знает,    воспринимает его самого, как маяк, что он   зажигал какой-то свет, как Прометей или Данко. Образ получается другой, но все равно в этом есть смысл. В первом варианте песня была записана нами намного сдержанней и скромней: там изначально был разряженный звук, гитарная осечка и очень много пустоты и тишины. А   «Tequilajazzz», с которыми мы сотрудничали, прочувствовали все по-своему и  сделали более помпезную аранжировку. Получилась песня о трагической судьбе  артиста вообще, неважно, кто он – артист балета, актер или рок-н-ролльщик.

— Не каждая группа решится устроить сольный концерт в «Олимпийском» практически сразу же после выхода альбома, когда не все песни еще на слуху…

— Это действительно несколько необычно, устраивать концерт через неделю после выхода альбома. Но мы надеемся, что за неделю наши поклонники уже успеют послушать новые песни. А потом,  в прошлом году мы никого не разочаровали, и у нас есть все основания полагать, что те люди, которые пришли, или не попали в прошлом году,    придут в этом. Мы готовим совершенно иную программу, которая будет серьезно отличаться от прошлого года. Как всегда, мы очень волнуемся перед концертом. Но у нас есть Дима Гройсман, наш продюсер, на которого мы всегда можем положиться.

— А на концерте вы как-то воплотите идею быстротечности времени?

— Разумеется. У нас есть интересные задумки. Кстати, в таком виде сцену в «Олимпийском» не видел еще никто. Я не буду раскрывать всех секретов, но на концерте «Время не ждет»  можно будет полностью ощутить  полет времени, и  то, что на самом деле время ни на секунду не  останавливается.

В следующем номере журнала «Ваш Досуг»   от 23 апреля ищите счастливый билетик на концерт группы «ЧайФ» в  спорткомплексе «Олимпийский» 28 апреля.