2003 г. в редакции газеты "Аргументы и факты"

30 мая 2003 г. Звуки.ру

Светлана Гудёж

ВРЕМЯ «ДДТ»

«Реальная Музыка» представляет: история группы ДДТ и России в документальном фильме братьев Бледновых «Время ДДТ».

Василий Бледнов, режиссер

Закончил сценарный факультет ВГИК (мастерская Аркадия Инина) и режиссерские курсы (мастерская музыкального фильма). Автор сценария и режиссер многих телепередач и документальных фильмов. С 1996 режиссер — клипмейкер. Им снято более 100 видеоклипов, среди них клипы таким известным российским группам как: ДДТ, Моральный Кодекс, Калинов Мост, Парк Горького, Любэ, Ария, Мумий Тролль, Хай-Фай, Бэд Бэланс и т.д. А также поп-исполнителям: Ф.Киркоров, В.Кузьмин, М.Насыров, Т.Овсиенко, Н.Басков, М.Леонидов, Децли т.д.

Автор сценария фильма — Дмитрий Грачев.

Впервые в истории российской музыки и отечественного документального кино реализован такой масштабный проект. Многосерийный документально-музыкальный фильм о 20-летней истории рок-группы, рассказанной самими участниками. При этом история становления и развития коллектива рассматривается на фоне событий, происходивших за это время в стране и оказавших немалое влияние на судьбы и творчество музыкантов.

Режиссер Василий Бледнов:

— Задумка у меня была достаточно простая: показать и рассказать все, что происходило в стране и с группой с 1980 года, глазами и устами участников ДДТ. В фильме использована масса архивного материала, собранного с миру по нитке. Все, что удалось найти у всех, причастных к группе, на всевозможных носителях (кино, видео и т.п.) было тщательно обработано на компьютере и приведено в «божеский вид».

Мы знаем классические западные примеры историй легендарных групп, снятых в таком жанре. В нашей стране — это первый такой случай.

Для меня эта работа стала одной из самых интересных и важных. Я даже бережно храню осколок тарелки, с которой началась работа над фильмом: Есть такая очень старая киношная традиция: в первый съемочный день торжественно разбивается тарелка, и осколки разбирают участники съемок. Так вот, у нас с Шевчуком это получилось случайно. Мы сидели у него на кухне, курили, обсуждали, что и как будет, как использовать тот или иной материал, что говорить и т.п. А вместо пепельницы использовали какое-то блюдце. В какой-то момент Шевчук задел его локтем, и блюдце полетело на пол…

Я тогда сказал: «Это на счастье! Есть такая традиция, нам как бы подсказали, что все должно быть честь по чести…» Он засмеялся, расписался на одном из осколков и поставил дату — начало съемок. Я этот осколок теперь бережно храню — в память об этой работе.

Лидер ДДТ Юрий Шевчук:

— Странный фильм. На фоне ДДT там разворачивается история нашей страны, — вот эти безумные 20 лет. Я что-то рассказываю, ребята рассказывают, идет какая-то хроника, обобщения…

Он сделан в классическом стиле — так делают фильмы о западных группах.Что вроде «Антологии» Beatles. Я считаю, что зто первая работа в России такого рода.

1 серия

«Периферия»

(1980 — 1985)

Рассказывает о создании группы, уфимском периоде ДДТ, записи первых альбомов. Об участии и победе в конкурсе «Золотой камертон», преследованиях со стороны местных властей, о вынужденных отъездах в Череповец и Москву и об окончательном переезде в Ленинград.

2 серия

«Ленинград»

(1986 — 1991)

Рассказывает о приезде Юрия Шевчука в Ленинград, о его вхождении в питерское рок-движение, создании нового, питерского состава группы, сделавшего имя ДДТ известным среди миллионов поклонников рок-музыки, как раз в эти годы, годы перестройки, вышедшей из подвалов на стадионы и ставшей «властительницей дум».

Наглядным подтверждением этих изменений послужили события августа 1991-го, в конечном итоге приведшие к распаду империи СССР.

3 серия

«Рожденный в СССР»

(1992 — 1995)

Рассказывает о трагических событиях в жизни Юрия Шевчука, связанных со смертью его жены Эльмиры, и об альбоме «Актриса весна», посвященном ее памяти. О новом периоде в жизни группы, связанном с созданием знаменитых концертных программ: «Черный Пес Петербург», «Это все» и «Рожденный в СССР», в которых отразились размышления, вапечатления, боль этого времени, на которое пришлись очередные потрясения — октябрьский путч 1993-го и начало войны с Чечней.

В фильме используются уникальные съемки, сделанные самим Шевчуком во время его пребывания в Чечне во время первой чеченской кампании 1995-го года.

— С этой серией недавно произошла интересная и очень важная для нас история, — делится режиссер Василий Бледнов. — Недавно его показали на канале ТВС, и после показа серии про Чечню (а там много любительских съемок, сделанных самим Шевчуком, очень сильный, бьющий наотмашь материал…) мне позвонил по телефону какой-то человек — кажется, из Мариуполя. Он долго и смущенно извинялся за звонок, а потом сказал: «У вас там в фильме Шевчук разговаривает с офицером о войне, и тот говорит — вот, мол, на хрена нам эта война, вон у меня в подвале сейчас два трупа лежат обгорелых… И назвал фамилии. Так вот, я — брат одного из этих погибших солдат. Я разыскиваю его с 1995 года…»

Этот человек просил меня сообщить фамилию офицера, который был в кадре, когда и где это было снято… Я объяснил, что это частная съемка Шевчука и дал ему телефон студии ДДТ. Видимо, он узнал там что-то очень важное, потому что 9 мая домашние мне передали: звонил человек из Мариуполя, поздравлял с праздником и очень, очень благодарил… Так неожиданно еще раз «аукнулась» эта съемка получилось, что Юрий Шевчук не только поддерживал этих ребят своими песнями, самим своим присутствием, но и вот так, невольно, помог кому-то найти без вести пропавшего брата.

4 серия

«Мама, это рок-н-ролл?»

(1996-2002)

Серия рассказывает о 1996-2002 годах в жизни группы, куда вошли: запись альбома «Любовь» на студии «Аэросмит» в США; поиск нового звучания, приведший к созданию программы «Мир Номер Ноль», которая открыла зрителю «новую» ДДТ; связанные с этим изменения в составе группы; выпуск альбома «Метель августа», на фоне заглавной композиции с которого звучат размышления музыкантов о роли ДДТ в их жизни и о планах на будущее.

В фильме в большом количестве используются уникальные материалы из личного архива Юрия Шевчука, музыкантов ДДТ и близких к группе людей.

Режиссер Василий Бледнов:

— Сейчас мы совместно с братом (оператор Сергей Бледнов) пишем сценарий художественног музыкального фильма «Мир Номер Ноль» (антиутопия группы ДДТ) на культовый одноименный альбом группы. Это будет экранизация альбома «Мир Номер Ноль» в стиле легендарной «Стены» группы Pink Floyd. Так что время ДДТ — продолжается!

Статья на портале Звуки.ру