30 мая 2003 г. Звуки.ру
Светлана Гудёж
ВРЕМЯ «ДДТ»
«Реальная Музыка» представляет: история группы ДДТ и России в документальном фильме братьев Бледновых «Время ДДТ».
Василий Бледнов, режиссер
Закончил сценарный факультет ВГИК (мастерская Аркадия Инина) и режиссерские курсы (мастерская музыкального фильма). Автор сценария и режиссер многих телепередач и документальных фильмов. С 1996 режиссер — клипмейкер. Им снято более 100 видеоклипов, среди них клипы таким известным российским группам как: ДДТ, Моральный Кодекс, Калинов Мост, Парк Горького, Любэ, Ария, Мумий Тролль, Хай-Фай, Бэд Бэланс и т.д. А также поп-исполнителям: Ф.Киркоров, В.Кузьмин, М.Насыров, Т.Овсиенко, Н.Басков, М.Леонидов, Децли т.д.
Автор сценария фильма — Дмитрий Грачев.
Впервые в истории российской музыки и отечественного документального кино реализован такой масштабный проект. Многосерийный документально-музыкальный фильм о 20-летней истории рок-группы, рассказанной самими участниками. При этом история становления и развития коллектива рассматривается на фоне событий, происходивших за это время в стране и оказавших немалое влияние на судьбы и творчество музыкантов.
Режиссер Василий Бледнов:
— Задумка у меня была достаточно простая: показать и рассказать все, что происходило в стране и с группой с 1980 года, глазами и устами участников ДДТ. В фильме использована масса архивного материала, собранного с миру по нитке. Все, что удалось найти у всех, причастных к группе, на всевозможных носителях (кино, видео и т.п.) было тщательно обработано на компьютере и приведено в «божеский вид».
Мы знаем классические западные примеры историй легендарных групп, снятых в таком жанре. В нашей стране — это первый такой случай.
Для меня эта работа стала одной из самых интересных и важных. Я даже бережно храню осколок тарелки, с которой началась работа над фильмом: Есть такая очень старая киношная традиция: в первый съемочный день торжественно разбивается тарелка, и осколки разбирают участники съемок. Так вот, у нас с Шевчуком это получилось случайно. Мы сидели у него на кухне, курили, обсуждали, что и как будет, как использовать тот или иной материал, что говорить и т.п. А вместо пепельницы использовали какое-то блюдце. В какой-то момент Шевчук задел его локтем, и блюдце полетело на пол…
Я тогда сказал: «Это на счастье! Есть такая традиция, нам как бы подсказали, что все должно быть честь по чести…» Он засмеялся, расписался на одном из осколков и поставил дату — начало съемок. Я этот осколок теперь бережно храню — в память об этой работе.
Лидер ДДТ Юрий Шевчук:
— Странный фильм. На фоне ДДT там разворачивается история нашей страны, — вот эти безумные 20 лет. Я что-то рассказываю, ребята рассказывают, идет какая-то хроника, обобщения…
Он сделан в классическом стиле — так делают фильмы о западных группах.Что вроде «Антологии» Beatles. Я считаю, что зто первая работа в России такого рода.
1 серия
«Периферия»
(1980 — 1985)
Рассказывает о создании группы, уфимском периоде ДДТ, записи первых альбомов. Об участии и победе в конкурсе «Золотой камертон», преследованиях со стороны местных властей, о вынужденных отъездах в Череповец и Москву и об окончательном переезде в Ленинград.
2 серия
«Ленинград»
(1986 — 1991)
Рассказывает о приезде Юрия Шевчука в Ленинград, о его вхождении в питерское рок-движение, создании нового, питерского состава группы, сделавшего имя ДДТ известным среди миллионов поклонников рок-музыки, как раз в эти годы, годы перестройки, вышедшей из подвалов на стадионы и ставшей «властительницей дум».
Наглядным подтверждением этих изменений послужили события августа 1991-го, в конечном итоге приведшие к распаду империи СССР.
3 серия
«Рожденный в СССР»
(1992 — 1995)
Рассказывает о трагических событиях в жизни Юрия Шевчука, связанных со смертью его жены Эльмиры, и об альбоме «Актриса весна», посвященном ее памяти. О новом периоде в жизни группы, связанном с созданием знаменитых концертных программ: «Черный Пес Петербург», «Это все» и «Рожденный в СССР», в которых отразились размышления, вапечатления, боль этого времени, на которое пришлись очередные потрясения — октябрьский путч 1993-го и начало войны с Чечней.
В фильме используются уникальные съемки, сделанные самим Шевчуком во время его пребывания в Чечне во время первой чеченской кампании 1995-го года.
— С этой серией недавно произошла интересная и очень важная для нас история, — делится режиссер Василий Бледнов. — Недавно его показали на канале ТВС, и после показа серии про Чечню (а там много любительских съемок, сделанных самим Шевчуком, очень сильный, бьющий наотмашь материал…) мне позвонил по телефону какой-то человек — кажется, из Мариуполя. Он долго и смущенно извинялся за звонок, а потом сказал: «У вас там в фильме Шевчук разговаривает с офицером о войне, и тот говорит — вот, мол, на хрена нам эта война, вон у меня в подвале сейчас два трупа лежат обгорелых… И назвал фамилии. Так вот, я — брат одного из этих погибших солдат. Я разыскиваю его с 1995 года…»
Этот человек просил меня сообщить фамилию офицера, который был в кадре, когда и где это было снято… Я объяснил, что это частная съемка Шевчука и дал ему телефон студии ДДТ. Видимо, он узнал там что-то очень важное, потому что 9 мая домашние мне передали: звонил человек из Мариуполя, поздравлял с праздником и очень, очень благодарил… Так неожиданно еще раз «аукнулась» эта съемка получилось, что Юрий Шевчук не только поддерживал этих ребят своими песнями, самим своим присутствием, но и вот так, невольно, помог кому-то найти без вести пропавшего брата.
4 серия
«Мама, это рок-н-ролл?»
(1996-2002)
Серия рассказывает о 1996-2002 годах в жизни группы, куда вошли: запись альбома «Любовь» на студии «Аэросмит» в США; поиск нового звучания, приведший к созданию программы «Мир Номер Ноль», которая открыла зрителю «новую» ДДТ; связанные с этим изменения в составе группы; выпуск альбома «Метель августа», на фоне заглавной композиции с которого звучат размышления музыкантов о роли ДДТ в их жизни и о планах на будущее.
В фильме в большом количестве используются уникальные материалы из личного архива Юрия Шевчука, музыкантов ДДТ и близких к группе людей.
Режиссер Василий Бледнов:
— Сейчас мы совместно с братом (оператор Сергей Бледнов) пишем сценарий художественног музыкального фильма «Мир Номер Ноль» (антиутопия группы ДДТ) на культовый одноименный альбом группы. Это будет экранизация альбома «Мир Номер Ноль» в стиле легендарной «Стены» группы Pink Floyd. Так что время ДДТ — продолжается!