28 августа 2008
Cпециальный репортаж Светланы Гудёж для новостей студии «Союз»
Такого стечения повзрослевших хиппи «Дом кино» не видел давно. То тут, то там мелькали известные лица с телеэкранов, известные лица бизнеса, известные лица шоу-бизнеса… Всех их, некогда юных и патлатых, а ныне одетых в дорогие пиджаки и обремененных поседевшими висками объединяет любовь к музыке группы “Emerson, Lake&Palmer” сценическими правопреемниками которых стала группа “Keith Emerson Band”.
Кит Эмерсон приехал в Москву впервые и с любопытством осматривался в необычном для него мире, отраженном в любимой им музыке русских композиторов — М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского. С.И. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича. Музыкант честно признался, что наибольшую сложность представляют кириллические буквы на табличках с названиями улиц: «Как в Японии. Прочитать ничего невозможно», – пошутил гуру электронной музыки.
Эмерсон собрал одну из лучших команд на мировой рок-сцене: гитарист-левша Марк Бонилла, который также исполняет вокальные партии, известен по работе с Гленном Хьюзом и Дэвидом Ковердейлом, выпускает сольные альбомы и пишет саундтреки для Голливудских фильмов и телесериалов, и иногда в них снимается; бас-гитарист Тревис Дэвис, который по возрасту годится Эмерсону в сыновья, с 10 лет играет на большой голливудской сцене и обладает технической подготовленности в разной стилистике — от классики и джаза до самых вычурных проявлений арт-рока; продюсер и саунд-продюсер коллектива Кит Векслер – один из наиболее известных саунд-продюсеров, работающих в Канаде, в послужном списке которого студийная работа с Beach Boys, Kenny Loggins, George Clinton, Dream Theater, Spinal Tap, Brian Wilson, Roger McGuinn, Doris Day, John Lithgow, Paula Cole, Fiona Apple, Chalk Zone и the Chipmunks. Но самым экстравагантным в команде является канадский француз Марк-Андре Бертийом – неуловимо похожий на Пьера Ришара техник по настройке клавишных инструментов, который знает о синтезаторах практически все. Бертийом — изобретатель смелых световых эффектов и прошел школу операторского мастерста, так что все частные съемки на новом DVD Эмерсона – его рук дело . «У нас в команде у каждого – по несколько голов, — улыбается Кит Эмерсон. – Проще, когда людей в команде мало, но они делают все».
Накануне концерта музыканты совершили прогулку по центру Москвы и попробовали кавказскую кухню. Больше всего им понравился тархун — настолько, что на следующий день они попросили организаторов привезти на площадку целый ящик зеленого напитка.
…Эмерсон вышел на сцену к аппаратной стойке в полтора человеческих роста, утыканной разноцветными шнурами и уставленной грудой клавиш, и зал издал вздох благоговения. Его ждали в Москве с 1970 года и те, кто дождался, не обманулись в ожиданиях. Красные, фиолетовые, желтые всполохи под управленим Марка-Андре Бертийома разрывали сценическое пространство, а зал пронизывала МУЗЫКА, — та, которую сейчас редко можно услышать.
От сладкозвучных мелодий до полнейших диссонансов от pianissmo до crescendo и fortissimo, от отзвуков барокко до смелых «прометеевских» аккордов Скрябина и неразрешающихся построений в духе Прокофьева… два с половиной часа непрерывного катарсиса — вот что такое концерт “Keith Emerson Band”. Музыка, по мощности сравнимая с накалом симфонического оркестра; сложнейшие созвучия под кистями Эмерсона становятся податливыми, как пластилин…
И когда в середине концерта у правой кулисы обнаружился рояль, публика ахнула: 64-летний музыкант начал перемещаться по сцене попеременно от рояля к стойке с синтезаторами для того, чтобы показать в полном объеме всю мощь клавишного звука. За эти минуты перед глазами сидящих в зале прошло несколько столетий истории клавишной музыки – от экспериментальных инструментов «пианофорте» времен позднего Иоганна Себастьяна Баха до шутовского оскала диссонансов раннего Прокофьева и космических саунд-экспериментов Боба Муга и Льва Термена, чье детище – терменвокс также звучал в программе Эмерсона.
Но не надо считать музыку “Keith Emerson Band” слишком академичной — старые хиппи умеют по-настоящему веселиться. Мы поняли это, когда Кит Эмерсон достал загадочный инструмент, ленточный риббон-контроллер, и устроил с Марком Бониллой звуковую дуэль , играя на инструменте не только руками, но и «пятой точкой» в духе рок-хулиганств Джимми Хендрикса.
“Keith Emerson Band” исполнили целиком композиции с культовых альбомов “Tarkus” и “Trilogy” и композиции с нового альбома “Keith Emerson Band”, который будет издан студией «Союз» 24 сентября. В издание войдет также DVD с «живым» концертом “Keith Emerson Band” в Венгрии и фрагментами записи нового альбома. Также в DVD показана крупным планом фортепианная техника Кита Эмерсона, что делает это издание особенно интересным для молодых музыкантов, которые только начинают свой тернистый путь к освоению звуковых вершин самого универсального инструмента.
В завершении концерта публика бисировала стоя 10 минут и дождалась блестящего финала: “Keith Emerson Band” вышли на сцену. Эмерсон сыграл рок-обработку ре-минорной фуги И.С. Баха «вслепую», стоя с обратной стороны клавиш, а затем концертную версию «Картинок с выставки» с рок-переложением музыки Мусоргского и Чайковского.
К сожалению, в новостях мы не можем уделить внимание всем подробностям концерта, но хотелось бы привести краткие высказывания встреченных российских музыкантов:
Игорь Николаев (композитор, поэт, певец, продюсер): «С музыкой Кита Эмерсона меня связывает очень многое — первые деньги, которые я заработал у Аллы Пугачевой в валюте в 1981 году, я потратил в Финляндии на ноты “Emerson, Lake&Palmer”. Дома ноты были отксерены, потому что жалко было их использовать, оригинал стоял на полочке, как раритет. Отксеренные ноты «Trilogy» были переиграны «от и до», несмотря на сложность музыки, – все это было пропущено через пальцы».
Игорь Сандлер (композитор, продюсер, легендарный клавишник группы «Интеграл», лидер группы «Сандлер»): «Для меня Кит Эмерсон значит гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд, потому что “Emerson, Lake&Palmer” – это та музыка, на которой я вырос. Когда я учился в консерватории, я мечтал играть рок-музыку, и Эмерсон был для меня воплощением слияния классической музыки с джазом и роком. Арт-рок, симфо-рок, классик-рок – тогда в начале 70-х эту музыку называли по-разному. Но она была для меня всем».
Дмитрий Маликов (певец, пианист, композитор, продюсер): «Кит Эмерсон одним из первых соединил несовместимое — рок и классическую культуру. Я был еще маленьким, когда они уже блистали на рок-фестивалях. Для меня “Emerson, Lake&Palmer” — это классика, и я не мог пропустить концерт Кита Эмерсона в Москве».
Светлана Гудёж для новостей студии «Союз»