Журнал «Мото», ноябрь 1998

 Светлана Гудёж

 ВДОГОНКУ ЗА СЕВЕРНЫМ СИЯНИЕМ

У каждой страны есть нечто, присущее только ей одной – шампанское ассоциируем с Францией, корриду – с Испанией, пирамиды – с Египтом… Северное сияние и тролли живут в Финляндии. Но обитают здесь и байкеры.

Пик подъема популярности байкерского движения в стране Суоми пришелся на конец 80-х. Правительство ввело льготы для тех, кто предпочитал ездить на двух, а не на четырех колесах. Воспользовавшись ими, те, у которых были средства, отправлялись за мототехникой в Штаты, другие покупали их в самой Финляндии, а здесь появился довольно широкий ассортимент мотоциклов различных марок.

Тогда же родились и первые байкерские клубы: финские отделения “Hell’Angels” и “Bandidos”, а также самый крупный клуб “Cannon Ball”. Он насчитывает более сотни членов и имеет свои отделения во всех крупных городах страны.

Мотоциклетный парк страны рос, начали создаваться более мелкие клубы. Сейчас в Финляндии нет, наверное, ни одного мало-мальски приличного населенного пункта, где не было бы своего байк-клуба.

Исмо – представителя одного из них – клуба «666» из Хельсинки, мы встретили на московском байк-шоу. Он добрался сюда, чтобы подышать одним воздухом с российскими мотоциклистами. Его финский клуб невелик, он объединяет старых друзей, знающих друг друга не один десяток лет. Впрочем, такая камерная структура характерна для всех маленьких товариществ. Условия членства здесь те же, что и во всем мире. Случаев, когда кого-то выгоняют, практически не бывает – если в человеке сомневаются, его просто не принимают в свой круг.

Исмо рассказал:

— Вначале я носился на мопеде, потом купил японский мотоцикл. А на нем так классно носиться – он просто предназначен для быстрой езды. В конце концов у меня набралось столько «проколов», что «права» отобрали. Тогда, расставшись с «японцем», я решил поменять стиль езды и купил «Харлей-Дэвидсон» 1957 года выпуска. С тех пор меня не штрафовали.

Немало финских девушек ездит на байках, хотя, разумеется, они не носят на куртках «цветов». Тем не менее в Финляндии есть один клуб, куда входят только серьезные женщины. Байкеры все равно усмехаются: «Это – баловство».

Большинство байкерских мероприятий носит локальный характер – каждую неделю-две байкеры пускаются в гости от одного клуба к другому. Масштабный же фестиваль всего один. На него съезжаются не только байкеры, но и мотолюбители со всей страны.

Правительство Финляндии постепенно «закручивает гайки» в отношении байкеров, вводит новые правила и налоги при покупке мотоциклов, которые сейчас превышают цену самого байка. Мотоциклистов это раздражает. По словам Исмо, хороший байк могут купить себе только работающие в крупных компаниях коммерсанты и бизнесмены, для которых мотоцикл – забавное хобби, а не образ жизни.

А настоящим байкерам остается восстанавливать старые мотоциклы или самостоятельно собирать новые, в основном чопперы. Времени для наведения блеска на любимое детище хватает, поскольку ездовой сезон длится меньше полугода. Под завывание зимней метели и сполохи северного сияния байкеры ремонтируют, доводят, полируют мотоциклы и мечтают, когда с приходом весны можно будет вновь сесть за руль и отправиться в дорогу – смотреть страну. Ведь Финляндия не только родина Деда Мороза, известной водки и северного сияния, но и красивейший уголок мира, страна тысячи озер и дорог между ними. А дороги манят.